
– У нас большинство парикмахеров готовится на недорогих курсах, а не в профессиональных школах: это быстрее и дешевле. Но кто там преподает: как правило, несостоявшиеся мастера. Многим директорам выпускник таких курсов не нужен. Но в обычную парикмахерскую он устроится без труда. Набьет там руку. Но потом будет, скорее всего, вариться в собственном соку, не повышая свое мастерство.
– Но можно ведь пойти куда-нибудь доучиться?
– В наших условиях это самый правильный ход. Однако это непросто. Ведь для того чтобы прийти в хорошую школу, нужны немалые деньги. Кроме того, время. Потому что бегать между работой и учебой не очень плодотворно.
– Владельцам парикмахерских и салонов должно быть выгодно повышать квалификацию своих мастеров. Таким образом, они могли бы предоставить им и средства, и время…
– Они боятся это делать, потому что не уверены, будет ли этот мастер работать у них завтра. Дело в том, что сейчас у нас сумасшедший дефицит парикмахеров. И их очень часто переманивают из салона в салон.
– Вы были в Южной Корее. Как вы туда попали и что отметили для себя в вашей профессиональной сфере?
– Попал по приглашению человека, который в Корее – такое же имя, как у нас Зверев. Мы познакомились с ним на одном из российских конкурсов. У корейцев есть чему поучиться. В школах по парикмахерскому искусству у них преподают действующие мастера, прошедшие 3–5-летний курс обучения в известных школах Западной Европы, имеющие шикарную клиентуру. Без диплома и лицензии в этой стране ты не имеешь права работать парикмахером. Причем, лицензию необходимо время от времени подтверждать.
Очень важный момент в обучении: выпускные экзамены в Корее принимают не представители школы, как это делается у нас, а госкомиссия, для которой не имеет значения, что студенты учились платно. На наших курсах учащиеся, чтобы получить диплом, часто готовят одну какую-то стрижку. Он может готовить ее с одной моделью хоть год. И кроме этого больше ничего не уметь. А корейским студентам предлагают 200 билетов! Если после 6-месячного обучения студент проваливает экзамены, его оставляют учиться еще на полгода. После 5 таких неудачных попыток его признают профессионально непригодным. Благодаря такому строгому подходу парикмахер в Корее – очень денежная и уважаемая профессия.
– У нас начинающие парикмахеры тренируются на желающих постричься дешево или бесплатно. В Корее, насколько я понял, любая практика без лицензии исключена. Как же корейцы учатся стричь?
– На высококачественных болванках из искусственных волос. На них там учат и стрижке, и укладке. Надо еще добавить, что корейских мастеров нередко отправляют на обучение в известнейшие школы Европы. Причем, отправляют на длительные сроки: на год, два или три.
– Как вы считаете, должен ли мастер идти на поводу у клиента, то есть делать по его желанию даже ту стрижку, которая ему не идет?
– Сложный вопрос. Однажды, когда я еще работал мастером, ко мне пришла дама и говорит: «Сделайте мне прическу как в фильме «И слоны, бывает, изменяют»…». Я его не смотрел. Попытался выяснить, что хочет клиентка, на словах, но ничего не добился. Тогда я попытался сделать ей прическу на свой вкус. Она говорит: «Нет, это совсем не то! Я никуда не уйду, пока вы не сделаете мне как в фильме!». Я надул ей феном «уши» из волос (раз фильм про слонов). И спрашиваю: «Это как в фильме?». Она говорит: «Да». Но прическа ей не шла, и я видел по ее лицу, что она это понимает. Однако ее желание было выполнено.
Вообще, общение с клиентом – отдельная тема. Ты, допустим, можешь быть уверен, что клиентке пойдет вот эта эффектная прическа. Однако ты общаешься с женщиной, смотришь, как она одета, узнаешь, где работает, чем увлекается, - и в результате понимаешь, что круг ее общения достаточно консервативен. И в яркой эффектной прическе ей будет неуютно. Особенно важно наладить общение, когда человек приходит первый раз. (Причем желательно общаться не через зеркало). Обязательно нужно выяснить причину прихода: то ли мастер клиента в отпуске, то ли он его чем-то не устраивает. Во время беседы мастер изучает ментальность клиента, видит его предыдущую стрижку, спрашивает: «Что понравилось, что – нет?», «А что бы вы хотели?». Предлагает свою идею, показывает картинку. Если пришла женщина с длинными волосами и хочет коротко подстричься, желательно убедить ее сделать это в несколько этапов. Иначе резкая смена имиджа принесет ей дискомфорт.
– Работая у кресла, вам случалось допускать ляпы? В любой же работе не обходится без ошибок и курьезов…
– Будучи молодым парикмахером, я делал клиентке мелирование. Тогда это делалось при помощи гидропирита. Я, как положено, использовал фольгу, отошел и, честно говоря, о женщине забыл. Вспомнил, когда из-под фольги пошел дымок. Я, конечно, перепугался, но виду не подал. Волосы были белые-белые, на грани разрыва. Я взял филировочные ножницы и стал делать вид, что ими работаю: пряди волос выпадали и без всяких ножниц. Потом отправил ее к фену – прочесывать. И предупредил, что будут падать волосы, но это так и должно быть после филировки. В итоге клиентка осталась очень довольна результатом и сказала: «Наконец-то я нашла своего мастера!».
А когда я только пришел работать в салон, молодые коллеги меня разыграли: говорят, настоящий мастер должен уметь мыть голову женщине до сильных эмоций. Причем они подговаривали своих знакомых и те действительно постанывали, когда им мыли голову. У меня же, как я ни старался, ничего не выходило. Я решил, что это все из-за закомплексованности наших женщин, которые стесняются выражать свои эмоции. Но вот однажды в салон пришла француженка с длинными волосами – вот, думаю, настал мой час! Я повел ее к раковине – а тогда раковины в парикмахерских были самые обычные. Она наклонила голову, и я стал не торопясь мыть ей волосы. И вот, наконец, я услышал звуки, напоминающие то, чего я добивался. Потом какое-то хлюпанье… Оказалось, что волосы забили в раковине сток, набралась вода и дошла до лица бедной француженки. Но она, на счастье, была настроена на то, что в Советском Союзе все не так, как в нормальных странах. Поэтому не была шокирована ни раковинами, ни странным поведением парикмахера.
Материал подготовил Василий ТАХИСТОВ
Фото Светланы ХОЛЯВЧУК